Наука и инновации в образовании

Умные студенты вырастают из увлечённых школьников

07.10.2011
Умные студенты вырастают из увлечённых школьников

О студенческих конструкторских бюро рассказывает Александр Зуйков из МИФИ

Александр Зуйков, ассистент кафедры «Компьютерные системы и технологии», сотрудник Студенческого Конструкторского Исследовательского Бюро № 6 Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», рассказывает о своей работе и о том, как привлечь молодёжь в науку.

Вы недавно закончили учебу, каковы Ваши планы на будущее?

- Я остался в МИФИ. Сейчас собираю документы для поступления на заочную аспирантуру, буду писать диссертацию на тему безопасности мобильных технологий. Также я остаюсь сотрудником Студенческого конструкторского исследовательского бюро (СКИБ).

Как Вы попали в СКИБ?

- На третьем курсе у нас была лабораторная работа по информационной безопасности. Мой научный руководитель, Михайлов Дмитрий Михайлович, отбирал студентов. Те ребята, которые себя хорошо проявили, продолжили работу в рамках конструкторского бюро. Мы были первыми, за нами пришли другие. Были увеличены площади, занимаемые нами в институте: дали две комнаты вместо одной. Затем институт выделил нам дополнительные помещения. Стали приходить ребята с разных курсов и кафедр. Чем больше становилось сотрудников, тем больше интересных проектов. Растём!

Чем Вы занимаетесь в конструкторском бюро?

- Одна из наших разработок - капсула «Ландыш». Это миниатюрное устройство, которое заменяет традиционные методы эндоскопии. Пациент проглатывает капсулу и в течение нескольких часов она проходит весь желудочно-кишечный тракт, фотографирует его и передаёт сигнал на приёмник, который лежит в кармане у пациента, по беспроводной связи. Затем этот приёмник передает информацию в клинику медперсоналу. Капсулу могут глотать и дети. Это большой плюс, т.к. прохождение обычной эндоскопии до 14 лет запрещено. «Ландыш» может применяться в арабских странах, где тоже запрещены традиционные методы эндоскопии. На войне, если солдат почувствует себя плохо, он может проглотить капсулу и через несколько часов узнать, что не так в его организме. Все фотографии будут отсортированы и доступны на приёмнике, дополнительный анализ можно провести удалённо.

Другой проект называется «Майский жук». Это беспилотный вертолёт, который может применяться в самых разных отраслях. К нему можно прикрепить разнообразные датчики и следить за состоянием окружающей среды, за пожарной обстановкой в лесах, за уровнем радиации при авариях на атомных станциях. Можно проводить поисково-спасательные работы и многое другое. Вертолёт управляется с помощью пульта управления и может летать без ручного управления по заданному заранее маршруту, т.к. имеет возможности GPS/ГЛОНАСС-позиционирования.

 

 Александр Зуйков

Александр Зуйков: «Увлечённый школьник уже сам умеет «работать ложкой», черпая знания, а не сидеть в ожидании, когда ему их положат в рот»

Еще один проект - pH-капсула, она крепится на вакуумной присоске в желудке и затем на протяжении суток отслеживает и передает уровень кислотности. Это помогает точнее поставить диагноз в кислотно-зависимых заболеваниях, например при язве.

Сейчас основная задача, касающаяся этих проектов, - пройти сертификацию в России. На это нужно много времени. Но игра стоит свеч - в наших разработках заинтересованы многие – наш институт, правительство, коммерческие компании.

В СКИБе мы много работаем с современными технологиями, например, с мобильной связью. С помощью мобильного телефона можно было бы оплачивать покупки, получать информацию о каких-то объектах или проходить на охраняемую территорию, просто поднося телефон к соответствующим устройствам. Иными словами, в будущем телефон может заменить банковскую карточку, информационное табло, пропуск на работе. Такая система сервисов сейчас только начинает появляться в России. Большое внимание мы также уделяем антивирусным решениям для мобильных устройств.

Вы ведёте какую-то работу по привлечению студентов к научной деятельности?

- Эта работа – одна из важнейших. Мы, как сказано выше, сами стараемся заниматься перспективными и интересными разработками, создаём в институте действительно творческую атмосферу и это притягивает студентов.

Также наша работа заключается не только в увеличении количества студентов, но и в содействии довузовскому обучению, то есть мы думаем о качестве будущих студентов. На собственном примере я убедился, что именно время, потраченное мною ещё в школьном возрасте на занятия электроникой и программированием, стало залогом моих сегодняшних успехов. Разумеется, это было далеко за рамками обычной школьной программы. Очень важно, чтобы уроки становились увлечением, так как только в этом случае уделяешь им достаточное количество времени. Увлечённый школьник уже сам умеет «работать ложкой», черпая знания, а не сидеть в ожидании, когда ему их положат в рот. Благодаря увлечению происходят развитие и рост, и в институте такому школьнику учиться будет значительно легче и интересней.

Мы даём шанс каждому заинтересованному школьнику проявить себя. В течение календарного года проводим еженедельные занятия по разным направлениям (цифровой электронике, программированию, оформлению учебных проектов и так далее), летом устраиваем школьный практикум.

Если изменится уровень подготовки школьников, это повлияет на многое. Ведь сейчас наблюдаются серьёзные проблемы. Во-первых, очень низкий уровень начальной профессиональной подготовки первокурсников. Во-вторых, то, что после института неопытные начинающие специалисты не востребованы: нужны профи, а их выходят единицы.

Уже в стенах института в СКИБе мы создаём условия для стажировки студентов и их роста. В увлечённых техникой умных студентах заинтересованы и преподаватели, и работодатели, и общество в целом - все.

Единственный способ повысить уровень заинтересованности студенчества – вести работу со школьниками, а это заключается в организации в школах разнообразных технических кружков профильными предприятиями и проведении огромного количества конкурсов на муниципальном, городском и общероссийском уровнях.

Успехи в этом направлении позволят формировать достойный бюджет как любой будущей молодой семьи, так и страны в целом, при том, что затраты на проведение этих важных мероприятий почти не требуют больших средств. Но это уже тема для отдельного разговора.

А другими студенческими проблемами Вы занимаетесь? Какие из них, по Вашему мнению, наиболее насущные?

- Студенческие проблемы не ограничиваются стенами вуза. Так, у нас в институте с начала учебного года произошло уже два ДТП, в которых погибли или пострадали наши студенты. Об этом много говорили и в новостях, и в самом институте. 26 сентября на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России наш ректор Михаил Николаевич Стриханов предложил разработать и реализовать государственную программу «Безопасный маршрут», чтобы обеспечить безопасность студентов и школьников на пути к месту учебы и обратно. Я считаю, что этому нужно уделять огромное внимание - изменять правила дорожного движения, устанавливать дополнительные подземные переходы и различные ограждения.

Екатерина Боровикова










Минобрнауки РФ. Организатор Социальный навигатор Росмолодежь РВК АСИ Begin Group Наука 2.0 RASO Naumen Xpir Научная Россия