Новости

Итоги проведения Всероссийского семинара «Организатор» и Всероссийского семинара «Студенческий спорт 21 века»

06.05.2012

При поддержке Всероссийского студенческого форума с 6 по 9 апреля 2012 года с целью создания площадки для обучения и эффективного обмена опытом между организаторами студенческих лагерей актива и студенческого спорта были проведены Всероссийский семинар «Организатор» и Всероссийский семинар «Студенческий спорт 21 века». 

Мероприятия проходили в рамках программы «Студенческое самоуправление» Российского союза молодежи и деятельности Совета по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, которому поручена координация работы по реализации решений Всероссийского студенческого форума (ноябрь 2011, г. Барнаул), при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.   

Участниками семинаров стали около 150 студентов из 46 регионов России (список ВУЗов прилагается).   

Программа семинара «Организатор» предполагала распределение участников на 2 уровня:

УРОВЕНЬ 1: члены органов студенческого самоуправления, организаторы студенческих лагерей и школ актива учебного заведения, члены и активисты педагогических отрядов, участники с опытом общественной деятельности до 2-х лет; 

УРОВЕНЬ 2: организаторы региональных и межрегиональных лагерей, школ, форумов студенческого/молодежного актива, руководители педагогических отрядов, участники с опытом общественной деятельности более 2-х лет. 

Оргкомитет распределял участников на уровни на основании индивидуальных анкет.

Работа на семинаре проходила в группах по 12-15 человек, объединенных по принципу представительства делегаций, гендерного и возрастного баланса, образования, личных качеств исходя из индивидуальных анкет участников.   

Программа первого (вводного) дня семинара была направлена на всестороннее знакомство участников и создание комфортного климата в группах. В рамках образовательной части участники обменялись опытом в области проведения командообразующих мероприятий. Вечером в творческой форме прошла презентация федеральных округов.

Во второй день состоялось официальное открытие семинара, на котором присутствовали почетные гости: Страдзе Александр Эдуардович – помощник министра образования и науки Российской Федерации; Гордеев Александр Игоревич – Исполнительный директор Всероссийского студенческого форума 2011, г. Барнаул; Кондратьев Сергей Юрьевич – начальник отдела Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России; Красноруцкий Павел Павлович – Председатель Российского союза молодежи; Першин Сергей Васильевич – главный специалист организационного отдела Комитета по молодежной политики Ростовской области; Кротов Дмитрий Валерьевич – Председатель Ростовской областной молодежной общественной организации «Донской союз молодежи», член Общественной палаты Ростовской области.

После торжественного открытия участники объединились для работы по направлениям: «Организация студенческих лагерей актива» и  «Студенческие лагеря актива в рамках молодежной политики РФ».

Так же прошла выставка-презентация программ студенческих лагерей актива, где участники рассказывали о своих лагерях/школах актива, образовательных форумах. Как результат, после бурного обсуждения, был разработан механизм участия студентов в мероприятиях друг друга, с целью посещения разных площадок разного уровня и обмена опытом.

Приглашенные гости провели совещание с председателями объединенных студенческих советов 17 вузов Северо-Кавказского и Южного федерального округов – победителями конкурсного отбора программ развития деятельности студенческих объединений образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В третий день семинара под руководством А. Макаренко (психолог, тренер, консультант в области гештальт подхода) прошел профессиональный тренинг для тренеров, как для новичков, так и для опытных тренеров.

Одной из поднятых студентами проблем стала типичность и шаблонность программ лагерей и школ актива. В связи с этим участникам было предложено в рамках ролевой игры сконструировать новое мероприятие для вузовской школы актива заданного формата. Демо-версию лучшего, по мнению оргкомитета, мероприятия его авторы смогли подготовить и провести в рамках вечерней программы семинара, т.е. сразу опробовать новое мероприятие на практике.

Результирующим мероприятием семинара стала деловая игра по разработке школы актива. Участникам была предоставлена свобода в плане выбора профиля и программы школы актива, а основным критерием оценки являлась уникальность проекта. По итогам деловой игры участники презентовали 8 проектов школ актива, среди них особо были отмечены следующие: школа студенческого актива «Содружество», целью которой являлась ускоренная адаптация студентов-иностранцев в российском обществе, и лагерь «Шаг вперед», направленный на работу со школьниками-будущими абитуриентами.

Так же в рамках программы семинара участники имели возможность проведения авторских мероприятий.

Результаты работы семинара обсудили в 4-й день на совещании, где участникам были выданы именные сертификаты, подарки, а так же благодарственные письма в адрес руководителей учебных заведений.

Подытожив работу, участники семинара сделали следующие выводы о том, что школы/лагеря актива, образовательные форумы в России являются универсальным и эффективным инструментом студенческого самоуправления. Они позволяют обучать руководителей и актив органов студенческого самоуправления, развивать студенческий спорт и студенческий спорт, способствуют раскрытию потенциала студентов. 

В ходе обсуждения были выявлены следующие проблемы:

1.     Отсутствие современной методологии организации массовых мероприятий делает программу типичной и шаблонной, а отсутствие единых подходов к определению категорий и критериев не позволяет четко классифицировать школы и лагеря актива;

2.     Рост несистематизированного количества школ/лагерей актива на уровне учебного заведения, города, региона и России в целом, различных форм, видов, которые в большинстве своем преследуют общие цели и задачи.

3.     Высокая скорость смены кадров в сфере студенческого самоуправления.

Пути решения:

1.     Рекомендовать рабочим группам Совета по развитию системы органов студенческого самоуправления и по развитию внеучебной деятельности в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования использовать формат школ/лагерей актива как основной механизм решения вопросов в области студенческого самоуправления.

2.     Разработать единые методические рекомендации для организаторов студенческих школ/лагерей актива, с учетом последних тенденций в сфере профессионального образования и молодежной политики. 

3.     Создать единую многоуровневую систему студенческих школ/лагерей актива и обеспечить ее поддержку органами государственной власти. 

4.     Создать условия для регулярной профессиональной подготовки организаторов данных мероприятий и обмена опытом между ними.

5.     Обеспечить проведение семинара «Организатор» не реже 2-х раз в год.

 

Итоги проведения Всероссийский семинара «Студенческий спорт 21 века»

В течение трех дней работы лагеря было рассмотрено более 20 студенческих проектов и предложений.

В результате обсуждения представленных проектов и предложений были разработаны пути, формы и механизмы участия органов студенческого самоуправления в организации системы студенческого спорта в образовательном учреждении.

В ходе обсуждения были выявлены следующие проблемы:

1. Низкая информированность студентов о возможностях их стипендиального поощрения за спортивные результаты и активное участие в физкультурно-спортивной жизни образовательного учреждения.

2. Слабое кадровое обеспечение и несистемный подход к организации физкультурно-спортивной жизни студентов в рамках воспитательной деятельности во многих образовательных учреждениях.

3. Отсутствие представителя интересов студенческого спорта в органах студенческого самоуправления и органах управления образовательным учреждением.

4. Слабое материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной работы.

5. Практически полное отсутствие выделения грантов на реализацию физкультурно-спортивных студенческих проектов.

6. Отсутствие поддержки в организации физкультурно-спортивной добровольческой (волонтёрской) деятельности.

7. Недостаточный уровень развития инфраструктуры для занятий спортом со студентами.

8. Отсутствие системного механизма учета физкультурно-спортивной работы образовательного учреждения высшего профессионального образования при его аккредитации.

9. Отсутствие межвузовских спортивных центров и условий для развития студенческого спорта.

10. Низкий уровень включения студенческих соревнований во Всероссийские и региональные планы проведения физкультурно-спортивных мероприятий.

11. Слабый уровень компетенций со стороны органов студенческого самоуправления по направлению фандрайзинга и сотрудничества с коммерческими организациями, оказывающими спонсорскую поддержку на правах соорганизаторов при проведении массовых спортивных студенческих соревнований.

12. Низкий уровень информационного освещения массовых спортивных студенческих соревнований внутри образовательных учреждений и за его пределами.

13. Низкий уровень посещаемости болельщиками массовых спортивных студенческих соревнований внутри образовательных учреждений и за его пределами.

14. Слабая заинтересованность со стороны студентов к традиционным видам спорта при выборе секций для регулярных занятий.

15. Слабый уровень участия в подготовке сборных спортивных команд образовательного учреждения со стороны органов студенческого самоуправления и отсутствие принадлежности органов студенческого самоуправления к традиционной системе всероссийских, окружных, региональных и муниципальных студенческих соревнований.

Пути решения:

1. Включить на всероссийском уровне, в комиссию по вопросам совершенствования стипендиального обеспечения, представителя интересов  студенческого спорта.

2. Учесть возможность, при закреплении полномочий по распределению стипендиального фонда через органы студенческого самоуправления, поощрять студентов за спортивные результаты и активное участие в физкультурно-спортивной жизни образовательного учреждения.

3. На основании рекомендаций по разработке типовых условий по участию органов студенческого самоуправления в распределении стипендиального фонда и справочно-информационных материалов для членов стипендиальных комиссий, сформировать до конца августа 2012 года критерии оценки и требования для представляемых к стипендиям через органы студенческого самоуправления за спортивные результаты и активное участие в физкультурно-спортивной жизни образовательного учреждения.

4. Учесть необходимость поддержки физкультурно-спортивной добровольческой (волонтёрской) деятельности при подготовке предложений для законодательного закрепления волонтерской деятельности.

5. До конца августа 2012 года разработать типовые рекомендации органам студенческого самоуправления по организации физкультурно-спортивной работы со студенческой молодежью в рамках программ по внеучебной работе образовательных учреждений.

6. Учесть положительный опыт организации спортивных студенческих соревнований между командами, сформированными по этническому признаку, как мощного фактора по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в студенческой среде.

7. Внедрить механизмы финансирования физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях на основании рекомендованных органами студенческого управления и утвержденных руководством образовательного учреждения Календарных планов физкультурно-спортивных мероприятий.

8. Включить направление работы «Студенческий спорт» в типовое положение о студенческом совете.

9. Включить координаторов направления «Студенческий спорт» студенческих советов в состав организаторов работы спортивных клубов образовательных учреждений в соответствии с типовым Положением о спортивном клубе Минобрнауки России.

10. Закрепить за координаторами направления «Студенческий спорт» студенческих советов ответственность за включение физкультурно-спортивных мероприятий образовательного учреждения в муниципальные и региональные календарные планы проведения физкультурно-спортивных студенческих соревнований, а так же организационную и финансовую подготовку к участию спортсменов образовательного учреждения к выступлениям на окружных, Всероссийских и международных соревнованиях.

11. Учитывать рекомендации и оценку координаторов направления «Студенческий спорт» студенческих советов при учете физкультурно-спортивной работы образовательного учреждения высшего профессионального образования при его аккредитации.

12. В целях повышения привлекательности массовых спортивных студенческих соревнований повышать компетенцию органов студенческого самоуправления в вопросах фандрайзинга и сотрудничества с коммерческими организациями, оказывающими спонсорскую поддержку при проведении соревнований.

13. Формировать органами студенческого самоуправления заявки по выделению грантов на реализацию физкультурно-спортивных студенческих проектов, улучшение материально-технического обеспечения физкультурно-спортивной работы и развитие инфраструктуры для занятий спортом со студентами.

14. В целях повышения привлекательности массовых спортивных студенческих соревнований и увеличения числа болельщиков во время их проведения реализовывать работу по привлечению болельщиков из числа студентов и информационному освещению массовых спортивных студенческих соревнований внутри образовательных учреждений и за его пределами через органы студенческого самоуправления, а так же организовывать ежегодный конкурс на лучшую студенческую группу поддержки и активно развивать черлидинг в рамках внеучебной формы работы.

15. В целях повышения массовости физической культуры и заинтересованности со стороны студентов к регулярным занятиям развивать через органы студенческого самоуправления, наравне с традиционными видами спорта,  секции молодежных спортивных субкультур (паркур, турниковый спорт, футбольный фристайлинг, капоэйра, бокинг, брейк-данс, роллерный спорт, пляжное регби, боулинг, игровые квесты) и активно развивающихся интересных для молодежи аккредитованных видов спорта (пейнтболл, черлидинг, бейсбол, пляжный волейбол, пляжный футбол, спортивный туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, фитнес-аэробика).

16. Сформировать систему проведения «Всероссийских студенческих игр» по массовым видам спорта через Всероссийские, окружные, региональные и муниципальные студенческие соревнования, в которых за подготовку и выступление сборных спортивных команд образовательного учреждения будут ответственными органы студенческого самоуправления.

17. Ежегодно организовывать смотр-конкурс на организацию лучшей работы органов студенческого самоуправления по направлению «Студенческий спорт».

18. Рекомендовать организаторам Всероссийского семинара «Студенческий спорт 21 Века» (Министерству образования и науки Российской Федерации, Российскому союзу молодежи) рассмотреть возможность выделения направления «Студенческий спорт» в отдельное направление в рамках работы Всероссийского объединенного студенческого совета и проводить Всероссийский семинар «Студенческий спорт 21 Века» не реже чем 2 раза в год.

Дополнительная информация: (863) 240-75-20, www.lider21veka.ru, lider21vek@mail.ru

 

Открытый диалог со студенчеством продолжается на форуме Всероссийского студенческого форума!


Файлы










Минобрнауки РФ. Организатор Социальный навигатор Росмолодежь РВК АСИ Begin Group Наука 2.0 RASO Naumen Xpir Научная Россия