Новости

Студенческий билет в науку

09.11.2011

Несколько лет назад российское правительство сделало ставку на развитие науки в вузах. Десятки миллиардов рублей выделяются на программы ведущих университетов (национальных исследовательских и федеральных). Но чтобы развивались научные школы, надо привлекать туда кадры ещё со студенческой скамьи. Как заинтересовать молодёжь наукой – один из главных вопросов, обсуждавшихся на Всероссийском студенческом форуме в Барнауле.

В России более тысячи вузов и, по данным Минобрнауки, меньше половины из них реально занимаются научными исследованиями, – сообщил на Всероссийском студенческом форуме ректор Воронежского госуниверситета (ВГУ) Дмитрий Ендовицкий. – Если в вузе нет большой, или взрослой, науки, значит, нет и малой – студенческой. Её развитие надо всячески стимулировать».

По словам ректора ВГУ, губернатор Воронежской области выступил с инициативой поощрять студентов, которые уже внедрили свои разработки. Отбирать учащихся будут по конкурсу. За первое место победитель получит 400 тысяч рублей, за второе – 200 тысяч, за третье (планируется определять несколько лауреатов) – по 100 тысяч.

Плата за науку

Подобные варианты поощрения (пусть и не в таком объёме) существуют во многих вузах. Об этом рассказывали сами студенты, принявшие участие в работе форума по направлению «наука и инновации в образовании». В Курском медицинском университете за научную работу студентам платят повышенную стипендию. В прошлом году её получали около 140 человек. Как их отбирают? По словам председателя Студенческого научного общества – СНО Николая Шевченко, в конце семестра студенты заполняют анкету из 70 пунктов по результатам научной деятельности, где рассказывают о выступлениях на конференциях, дипломах, наградах, грантах, проектах, публикациях, и т.д. Все эти данные анализируются, и для каждого студента определяется размер стипендии – от 2-х минимальных до 7-ми.

Дмитрий_Ендовицкий

Дмитрий Ендовицкий сообщил, что в Воронежском госуниверситете студентов, занимающихся научными разработками, будут поощрять деньгами

В Волгоградском медицинском госуниверситете (ВГМУ) – кстати, медики оказались самыми активными участниками секции, видимо, с наукой у них дела обстоят гораздо лучше – студентов поощряют не финансово, а морально. С 2007 года активистам присваивают звание «студент-исследователь». Ежегодно его получают 20 человек. Их отбирают по оценке портфолио, где приводится список публикаций, ксерокопии докладов, наград, и т.д.

Николай_Шевченко

По словам Николая Шевченко, в Курском медуниверситете за научную работу студентам платят повышенную стипендию

«Эти студенты получают специальный ламинированный билет с печатью и подписью ректора, на котором написано: “студент-исследователь”, – рассказал председатель совета молодых учёных и студентов ВГМУ Владимир Загребин. – А также получают бонусы – дополнительный трафик интернета и приоритет среди претендентов на участие в выездных конференциях. Билет вручается на один год, но этот статус можно вновь подтвердить. Его можно как пропуск предъявлять при входе в вуз. Тем самым эти учащиеся пиарят науку на своих факультетах».

Владимир_Загребин

Владимир Загребин:«Студенты получают специальный ламинированный билет с печатью и подписью ректора, на котором написано: “студент-исследователь”»

Школа имиджа для учёного

Сегодня многие молодые люди не хотят становиться учёными – их больше привлекает карьера чиновников и менеджеров, считает Артём Жданов, куратор студенческого научного общества на историческом факультете Алтайского госуниверситета. Попадая в вуз, ребята думают, что студенчество – это КВН, стройотряды и тому подобное, а наука – удел ботаников, которые сидят в уголке и больше ничем не интересуются. Считается, что среди сверстников такие люди не могут быть модными, популярными. Такое мнение преобладает. В связи с этим надо менять имидж молодого учёного. Для этого Артём предложил создать школу.

Лилия_Фирсова

Лилия Фирсова из БелГУ создала школу молодого исследователя

«Людям, которые имеют способности к научной деятельности, часто не хватает других навыков и умений, например ораторского мастерства, – говорит Артём Жданов. – У человека может быть интересная и перспективная идея, но он не может убедить бизнес-партнёров и коллег. Все эти навыки можно приобрести при желании. Для этого необходимы тренинги и специальные занятия. Цель моего проекта – создать такую школу. В течение года из числа перспективных в научном плане студентов можно отбирать наиболее активных и помогать им приобретать недостающие навыки. В том числе это поможет им более результативно презентовать и продвигать изобретения, разработки. Школу можно сделать настолько престижной, что молодёжь будет стремиться туда попасть».

Похожий проект – школу молодого исследователя – представила председатель СНО Белгородского госуниверситета (БелГУ) Лилия Фирсова. Школа начала работать в этом учебном году. Программа рассчитана на студентов 1–3 курсов, которые хотят заниматься наукой, но не знают как. Слушателям предлагают 11 занятий (по 1–2 в месяц) – начиная с рассказа о науке в университете, конкурсов, конференций, знакомства с ресурсами научной библиотеки вуза, тренингов общения, правил ведения научной дискуссии, мастер-классов по оформлению научных работ и заканчивая проектным менеджментом. После окончания обучения в школе слушатели представляют свои исследовательские работы на научной сессии БелГУ. Лучшие из них публикуются в университетском вестнике.

Ломоносов поможет

Евгений_Антипов

Евгений Антипов: В МГУ проблему информирования студентов решили, создав портал «Ломоносов»

Евгений Антипов из МГУ им. М. В. Ломоносова затронул проблему информирования студентов о проходящих мероприятиях. В МГУ её решили, создав портал «Ломоносов» для научно ориентированной молодёжи. На сегодняшний день зарегистрировано 40 тысяч подписчиков из России, стран СНГ (3 тысячи) и Европы (500 человек). Система (разработана в начале 2009 года) направлена на помощь в организации научных мероприятий – распространение информационных сообщений, регистрацию участников, рассылку именных пригласительных писем, сбор материалов. Все эти процессы можно автоматизировать благодаря системе портала «Ломоносов». Одного организатора хватает на тысячу участников мероприятия (например, на конференцию «Ломоносов» ежегодно собирают не менее 10 тысяч заявок, из них 6 тысяч приглашаются для участия). В настоящее время ведутся переговоры с несколькими вузами, в частности с Санкт-Петербургским и Ульяновским госуниверситетами, о внедрении у них подобной системы.

Председатель СНО Самарской академии муниципального управления Ирина Шункова предложила создать электронный альманах студенческих работ (интернет-журнал). Это облегчит работу редколлегии и позволит публиковать работы студентов и аспирантов непрерывно в течение всего учебного года. Кроме того, подобным образом получится привлечь внимание работодателей к деятельности студентов и повысить их шансы на успешное трудоустройство.

Экспертный ответ

Николай_Пустовой

Николай Пустовой обратил внимание на оторванность студенческих научных обществ от научных школ вуза

Проекты студентов оценивали приглашённые на секцию эксперты. Николай Пустовой, ректор Новосибирского технического госуниверситета (НГТУ), признался, что его беспокоит автономное развитие студенческих научных обществ, оторванность их от научных школ вуза. Есть опасность, что они будут заниматься изобретением велосипеда.

«Чтобы научные школы процветали, надо расширить выборку студентов, которые будут претендовать туда попасть, – считает ректор НГТУ. – Кроме того, на мой взгляд, студенческая активность на младших курсах наиболее важна. Поэтому чем больше мы заинтересуем наукой студентов 1–2 курсов, тем лучше».

Проректор Марийского государственного технического университета Дмитрий Иванов согласился, что главная задача СНО – увлекать наукой студентов первых курсов. Иначе момент может быть упущен – у старшекурсников часто появляются другие интересы.

«СНО должно формировать имидж студента, который занимается наукой, как студента элитарного, – убеждён Иванов. – Чтобы этот студент выглядел привлекательно не только в глазах преподавателей, но и своих сверстников».

Проректор Воронежского государственного университета Василий Попов считает ключевым вопросом объединение студенческих научных обществ: «Пусть не все остаются в науке, идут в аспирантуру. Кому-то суждено стать учёным, кому-то – нет, но попробовать заняться исследованиями стоит каждому. Навыки аналитической работы чрезвычайно важны в любой профессиональной сфере».

Напутствие от министра

 

Андрей_Фурсенко

Андрей Фурсенко рассказал студентам притчу о туземце

В работе секции принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Почти полтора часа он знакомился со студенческими проектами, задавал вопросы, а потом дал небольшое напутствие участникам форума, заключавшееся в следующем: нужна мотивация, надо понимать, ради чего ты занимаешься той или иной деятельностью. Андрей Фурсенко рассказал притчу о туземце. Целыми днями тот лежал под деревом, а когда чувствовал голод, то поднимался, срывал с дерева несколько кокосов, шёл на рынок, продавал их, покупал еду, а потом снова лежал под деревом. Однажды к нему подошёл белый человек и стал учить жизни. Посоветовал собирать больше кокосов, часть денег тратить на еду, а остальное оставлять. Когда бы они накопились, туземец смог бы нанять себе помощника, который бы лазил по деревьям и собирал кокосы. Потом можно было бы нанять человека, который продавал бы кокосы. Так постепенно дело бы расширялось и расширялось… На вопрос туземца, а что бы в этом случае делал он сам, его учитель ответил: «Лежал бы спокойно под деревом и ничего не делал». На это туземец ему сказал: «Я и так лежу под деревом и ничего не делаю».

Ради чего мы движемся вперёд? Ради получения удовольствия от жизни, считает министр. Это и есть главная мотивация. Если от науки не получаешь удовольствия, то лучше заниматься чем-то другим. Больших денег здесь не заработаешь, а Нобелевскую премию получают далеко не многие.

«Наука – такое большое удовольствие, которое компенсирует многие неудобства и ограничения, – говорит Андрей Фурсенко. – Заниматься наукой потрясающе интересно. Ты получаешь наслаждение от того, что придумал то, что не смогли другие, нашёл то, что другим не удалось. Я это знаю по своему опыту. Лучшие свои годы проработал в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе. Но надо помнить: те люди, которые в этой сфере добились значительных достижений, как правило, не катались как сыр в масле. Всем известен пример математика Перельмана, который вряд ли думает о благах жизни. Но я понимаю этого человека: для него настолько самоценно это знание, что всё остальное воспринимается как вещи второго плана».

Муравьёва Марина










Минобрнауки РФ. Организатор Социальный навигатор Росмолодежь РВК АСИ Begin Group Наука 2.0 RASO Naumen Xpir Научная Россия