Новости

Студенты готовят доклад президенту

02.11.2011

Кто лучше самих учащихся знает проблемы образования? В Барнауле обсудили всё: от качества обучения до общежитий

Сегодня, 2 ноября, в Барнауле завершился Всероссийский студенческий форум, на 16 площадках которого было рассмотрено 600 проектов из более чем 400 вузов и ссузов 74 регионов РФ. Однако, как подчеркнули организаторы, закончилось лишь очное обсуждение, а настоящая работа только начинается – на постоянно действующей интернет-площадке Stud-forum.ru.


Организаторы_Александр_Гордеев,_Александр_Страдзе_и_актив_студенческого_форума
Закрытие Всероссийского студенческого форума в Барнауле 2 ноября 2011 года. На сцене – организаторы Александр Гордеев, Александр Страдзе и актив форума

На пленарном заседании, посвящённом подведению итогов, собрались все участники и гости форума, в числе которых были губернатор Алтайского края Александр Карлин председатель комиссии Совета Федерации по делам молодёжи Владимир Жидких, а также представители Министерства образования и науки РФ и других ведомств.

Помощник министра образования и науки Александр Страдзе отметил, что гораздо эффективнее выстраивать диалог с властью, чем отправлять ей резолюции и ждать результатов. По его словам, студенты должны сами участвовать в решении своих проблем.

На заседании модераторы пяти направлений форума подвели основные итоги работы своих секций. Председатель Всероссийского студенческого союза Антоний Швиндт, отвечающий за направление «Учебный процесс» сообщил, что среди участников развернулась бурная дискуссия по поводу определения термина «качество образования» и того, какую роль студенческие организации могут сыграть в его повышении. Эти вопросы обсуждались на секции «Повышение качества образования». Авторы многих проектов предложили свои варианты того, как можно проводить мониторинг оценки качества образования. В роли механизмов такой оценки могут выступать различные опросы и анкетирования студентов и преподавателей, по результатам которых могут приниматься решения об изменении образовательной траектории студентов, в том числе введении новых учебных курсов. Ещё две секции направления были посвящены инфраструктуре учебного процесса и адаптации студентов-первокурсников к учёбе в вузе.

За второе направление – «Наука и инновации в образовании» – отвечал сопредседатель Российского союза студенческих организаций Андрей Андриянов. По направлению было представлено около семидесяти проектов в трёх подсекциях: роль ведущих университетов в системе профессионального образования, студенческие научные общества и студенческие бизнес-инкубаторы. Среди предложений – создать систему стажировок молодых учёных на базе ведущих вузов, содействовать развитию международной и внутрироссийской академической мобильности студентов, организовать конкурс на лучшие спецкурсы и преподавательские практики. Главной проблемой развития студенческих научных обществ (СНО) эксперты секции эксперты обозначили оторванность их деятельности от руководства вузов. В связи с этим возникла идея ввести в обязательную отчётность вузов перед Минобрнауки России положение об их поддержке СНО. Среди других рекомендаций – проводить всероссийский конкурс студентов-исследователей, их лучших публикаций и организовать всероссийский совет СНО, чтобы координировать их работу. Направление, посвящённое бизнес-инкубаторам отличалось практической ориентацией. Мастер-классы провели резиденты «Сколково», от которых участники получили конкретные советы по развитию молодёжных инновационных центров при вузах.

Михаил Киселёв, заместитель председателя молодёжного движения «Российские студенческие отряды», рассказал о направлении «Трудоустройство». Первая рекомендация – принять закон о волонтёрстве, в котором, в частности прописать норму, обеспечивающую добровольцам учёт волонтёрской работы как трудового стажа; рассмотреть возможность повышения заработной платы участникам педагогических отрядов (сегодня она составляет 2500 рублей в месяц); предусмотреть меры по возрождению престижа профессии рабочего и инженера; упростить документооборот при оформлении студенческих практик.

Итоги работы секции, посвящённой социальной поддержке – самому острому для студентов вопросу – представила Галина Школа из Донского союза молодёжи. По её словам, участники секции обсуждали две основные проблемы – общежития и стипендии. Было выдвинуто предложение о создании рабочей группы по формированию порядка распределения стипендиального фонда. Кроме того студенты обратили внимание на то, что средства, получаемые студентами по статье «Материальная помощь», облагаются подоходным налогом. Участники форума считают эту практику несправедливой и требуют её отмены.

Наиболее бурные дискуссии развернулись вокруг общежитий. Галина Школа привела несколько рекомендаций: разработать новые стандарты проживания в общежитиях, закрепить за органами студенческого самоуправления контроль заселения и выселения из общежитий. В более чем двадцати проектах, представленных участниками секции, рассматривались самые разные аспекты, связанные с общежитиями – безопасность, бытовые условия, толерантная среда, питание, досуг и прочее. Студенты предложили массу интересных и оригинальных идей, включая, например, «кулинарные дуэли».

Как оказалось, проблема общежитий стоит настолько острые, что из зала стали поступать раздражённые реплики и участники секции, вопреки строгому регламенту заседания, решили дополнить резолюцию. Ольга Полякова, лидер студенческого профсоюза Брянского госуниверситета добавила, что необходимо принять положения, в которых были бы определены материально-технические требования к комнатам в общежитиях, в числе каковых первым пунктом должен быть бесплатный скоростной доступ к интернету. Кроме того, общежития должны быть оснащены электронными системами контроля доступа.

Итоги пятого, самого разнопланового и представительного направления – «Творчество, социальное развитие и самореализация» подвела Алёна Бежина из Московского авиационного института. В этом направлении приняли участие более 450 человек, представивших 162 проекта по темам «Студенческое творчество», «Спорт», «Волонтёрство» и «Социальное развитие». Среди предложений – развивать всероссийское творческое фестивальное движение, популяризировать здоровый образ жизни, поощрять студентов за спортивные достижения и активность, создать всероссийскую школу и информационный интернет-портал для добровольцев и проводить федеральный конкурс органов студенческого самоуправления с выделением грантов победителям.

Исполнительный директор форума Александр Гордеев подчеркнул, что важным результатом форума стало что, что удалось перейти от воззваний к реальному диалогу. Следующая задача – перейти от слов к делу.


Александр_Карлин
Губернатор Алтайского края Александр Карлин во имя проведения форума пренебрёг празднованием собственного юбилея

Завершающим аккордом заседания стала воодушевляющая речь губернатора Алтайского края Александра Карлина, который во имя проведения форума пренебрёг празднованием собственного юбилея. По его словам, для Алтайского края проведение такого форума – большая честь. Губернатор выразил надежду, что участники форума научились у принимающей стороны «чему-нибудь положительному», причём не только в ходе основной работы, но и во время культурно-массовых мероприятий. Так, гостям представили спектакль «Бумбараш» в Молодёжном театре. «Это уникальная площадка, – сообщил Александр Карлин, – в нескольких метрах от входа расположено трёхэтажное здание. В нём 31 квартира-студия. Это не только жильё для молодых специалистов, которые заканчивают Алтайскую академию искусств и идут работать в театр, но и помещения для репетиций, отдыха, занятий спортом в тренажёрном зале. Это один из примеров того, как в Алтайском крае поддерживают новые кадры». Губернатор поделился своим опытом преподавательской работы в вузе. Однажды он решил провести эксперимент – накануне сессии предложил, чтобы студенты выступили в роли экзаменаторов и проверили его собственные знания. Студенты настолько воодушевились этой идеей, что тут же стали фантазировать, как же они накажут своего преподавателя, если тот завалит экзамен. Одна из студенток предложила лишить его зарплаты, отнять на входе мобильный телефон и шпаргалки (тезисы к лекциям). «По накалу дискуссии сегодня я понял, что дух моих любимых студентов присутствует и в этой аудитории. Давайте не забывать о том, что всегда должно быть гармоничное сочетание прав и обязанностей, и у студентов есть ещё и некие обязанности кроме прав, а именно – прийти в народное хозяйство, социальную сферу профессионально подготовленными». Губернатор пообещал, что все проекты форума будут изучены и всё рациональное внедрено и использовано, и по этому поводу он уже раздал некоторые поручения своим подчинённым.

По итогам форума участники подготовили обращение к Президенту РФ и резолюцию. В обращении говорится, что на дискуссионных площадках форума участники пришли к выводу, что студент XXI века – человек, который не живёт в «обществе уравниловки». Имея возможность для реализации себя в науке, культуре и спорте, он должен доказать, что лучше других и способен решать сложные задачи.

В резолюции форума говорится, что до 15 ноября руководители направлений должны будут направить в оргкомитет обобщающие материалы, которые в дальнейшем лягут в основу государственного доклада Президенту РФ о современном состоянии российского студенчества. Этот доклад предлагается выставить для интерактивного обсуждения на сайте форума (ссылка на студ-форум.ру), а сам форум проводить раз в два года. На следующем съезде участники собираются провести мониторинг реализации этой резолюции.

Муравьёва Марина










Минобрнауки РФ. Организатор Социальный навигатор Росмолодежь РВК АСИ Begin Group Наука 2.0 RASO Naumen Xpir Научная Россия